Пока наши перемещения ограничены, но всё ещё жива надежда на то, что границы совсем скоро откроют. И вот когда это случится, тогда и хлынет народ от российских достопримечательностей к зарубежным. В том числе и к латвийским.
Но сейчас не о достопримечательностях, хотя, по пути в Ригу, их будет огромное количество, а о том, что нужно знать, чтобы без проблем пересечь российско-латвийскую границу.
Так как я живу в Москве, то езжу я в Прибалтику в основном по трассе Е22. Ну, или М-9 — называйте, как хотите, это одна и та же дорога и от того, как вы её назовёте, качество дорожного покрытия на ней не поменяется.
В пределах Московской области эта дорога более известна, как Новорижское шоссе — скоростная магистраль. Но, не смотря на то, что практически на всём её протяжении разрешенная максимальная скорость для легковых автомобилей — 110 км/ч, а значит и все 130, я бы не стал с такой скоростью ехать по Псковской области — уж больно та часть маршрута не соответствует термину «автомагистраль».
Более того, я рекомендую по этой дороге передвигаться исключительно в светлое время суток. Дело в том, что на значительной части этого шоссе не установлены разделительные ограждения, количество полос для движения часто сокращается до одной в каждую сторону, а мачты освещения встречаются только в пределах населённых пунктов или заправок. Всё это не делает езду в темноте по этой дороге безопасной.
От МКАДа до российско-латвийской границы примерно 600 км и ещё 300 км от границы до Риги, которые я так же советую преодолеть в светлое время суток. Но уже из эстетических соображений. И желательно не по скоростным магистралям, а по обычным дорогам, которое пролегают через латвийские города и деревни. Поверьте, там есть где глазу зацепиться.
Но, для начала, необходимо пересечь российско-латвийскую границу. И если на российском погранпереходе особых сложностей не возникает, то вот на латвийской стороне существуют некоторые нюансы.
✅Загранпаспорт
Казалось бы — очевидная вещь, но некоторые забывают о том, что для въезда в Евросоюз необходим действующий загранпаспорт.
Но одного загранпаспорта мало.
✅Виза
Стоит напомнить, что Латвия ещё в 2007 году подписала Шенгенское соглашение и для въезда на её территорию требуется наличие действующей шенгенской визы в вашем загранпаспорте. Совсем не обязательно иметь именно латвийский «шенген». Вполне подойдет виза любой другой страны, входящей в Шенгенскую зону.
И даже если вы будете въезжать по только что открытой, но «не прокатанной» французской визе, вам никто слова на границе не скажет по этому поводу. Я, кстати, по только что полученному французскому «шенгену» заезжал.
✅Страхование автомобиля
Для въезда в страны Европы необходимо приобрести международный полис ОСАГО, более известный, как «Зелёная карта» или — Green Card. Это можно сделать несколькими способами:
- заранее, в городе проживания;
- на трассе, по пути следования к границе;
- в момент пересечения границы, на латвийском пропускном пункте.
Лично я никогда не морочусь с тем, чтобы оформлять полис заранее, но не затягиваю с его покупкой до последнего момента. По дороге в огромном количестве встречаются киоски, в которых без какого-либо риска можно быстро оформить «Зелёную карту».
Но есть одно «НО»! Практически все эти ларьки стоят на обочинах и к ним нет тротуаров. В сухую погоду на это можно закрыть глаза, но по слякоти топать к ним за страховкой не хочется.
Однако, есть луч света в тёмном царстве. Я нашёл пункт оформления Green Card, к которому не нужно будет пробираться по грязным лужам. Он расположен на последней заправке LUKOIL перед границей — это 592-ой километр трассы. И, хотя, она стоит на другой стороне дороги, на неё можно без труда заехать.
На 2020 год стоимость «Зелёной карты» на две недели: 2 320 рублей. Но, если тарифы и поменялись, то не думаю, что значительно.
✅Страхование жизни и здоровья
Совсем не обязательно иметь такую страховку для въезда в Латвию. Но бывают случаи, когда латвийские погранцы требуют именно полис страхования жизни и здоровья. Это происходит тогда, когда у пересекающих границу есть незначительные нарушения.
Тем не менее, даже при наличии мелких косяков, пограничник может легко развернуть желающего вдохнуть воздух демократической свободы. Мол, когда устранишь, тогда и приезжай снова. А брать мзду доблестным стражам границы нельзя. Да и предлагать взятки должностным лицам я не советую, особенно в Европе.
Однако, чтобы не казаться извергами в глазах россиян, служивые не навязчиво сами предлагают приобрести страховку прямо здесь — на КПП есть мини-офис страховой компании. Мол, мы же пошли вам на встречу, вот и вы, будьте любезны, внесите деньги в кассу. Но, на мой взгляд, лучше уж так, чем пилить восвояси.
Кстати, страховой полис на КПП можно приобрести не так уж и дорого: 15 евро с человека на две недели.
✅Техосмотр
Как ни странно, но, при въезде на территорию Латвии, у вас потребуют диагностическую карту на ваш автомобиль. Не понятно, какую цель погранцы преследуют, рассматривая документ, который даже в России не обязательно возить с собой. Но учить защитников латвийских рубежей тому, как они должны выполнять свою работу — дело неблагодарное.
Кстати, для пограничника-латыша наличие действующего полиса ОСАГО не подтверждает того, что у вас где-то там дома лежит действующая диагностическая карта. Латвийские пограничники совершенно свободно пользуются российской базой данных ЕАИСТО, через которую они «пробивают» как давно машина проходила техосмотр.
Лично я пару раз попадал в ситуации, когда у меня не оказалось при себе диагностической карты.
Первый раз погранец быстро выяснил, что карта техосмотра у меня просрочена (я, кстати, и сам этого не знал, но потом выяснилось, что это правда) и дал мне 30 минут на то, чтобы я оформил новую не покидая КПП.
Скан диагностической карты, при этом, достаточно было отправить по электронной почте на пограничный пункт. В противном случае, меня не пропустят в Латвию.
И, хотя, я не уложился в отведенный временной отрезок — мне потребовалось минут 40 — тем не менее, я справился с поставленной задачей по дистанционному прохождению техосмотра.
Диагностическую карту пограничник мне любезно распечатал, но за оказание такой услуги, мне пришлось ещё страхование жизни и здоровья оформить.
Второй раз, когда у меня не было при себе диагностической карты, всё решилось гораздо быстрее. Погранцы просто «пробили» машину по базе ЕАИСТО и удостоверившись в том, что с техосмотром всё в порядке, пожелали мне счастливого пути.
Кстати, они мне вручили распечатку из этой базы, которая мне потом ещё пригодилась, при возвращении из моего турне в Калининград, но уже на российско-литовской границе.
Подводя итог: чтобы не возвращаться в ближайший российский город для «прохождения» техосмотра или не проходить ТО удалённо в сжатые сроки, как это делал я, заранее позаботьтесь о наличии у вас действующей диагностической карты.
✅Старая машина
Среди отечественных автомобилистов распространено устойчивое мнение о том, что на старых машинах не пускают в Европу. Объясняется это тем, что в страны Евросоюза, видите ли, запрещен въезд на автомобилях, имеющих класс экологичности ниже Евро-4. На самом деле, это не так. Каких только колымаг не встретишь на погранпереходах. И все они спокойно пересекают границу.
Да, есть требования к техническому состоянию авто. Но, если ваша машина имеет целые фары и фонари, лобовое не разбито, на шинах всё ещё имеется протектор, из глушителя не валит густой чёрный дым, да и сам глушитель на месте, а масло и антифриз не текут изо всех щелей, то будьте уверены, что никто из пограничников не будет заострять своё внимание на вашей ласточке.
✅Вырезанные катализаторы
Ещё один стереотип, с которым я столкнулся: на машине с вырезанными катализаторами в Европу проезд закрыт. Интересно, как можно по внешнему виду автомобиля понять, что у него вырезанные катализаторы? Дело в том, что у пограничников и так дел хватает, что бы ещё и уровень CO/CH в выхлопных газах замерять.
Если у вашей машины вырезан катализатор, а совершить автопутешествие в Европу вам хочется, то можете смело удовлетворять своё желание. Ведь пропускной пункт на границе не является пунктом технического осмотра и никто газоанализаторы в выхлопные трубы на границе не вставляет.
✅Резина
И ещё одно убеждение, крепко въевшееся в головы наших автолюбителей: на шипованной резине въехать в Европу не получится. Но дело в том, что Европа Европе рознь. Это огромная территория с различными климатическими поясами — от арктического до субтропического. И у каждой страны есть свои правила, регулирующие применение шипованной резины.
В Латвии, например, на зимних шипованных шинах можно передвигаться с 1 октября по 30 апреля. Таким образом, период использования шипованной резины чудесным образом укладывается в рамки, которых стараются придерживаться российские автомобилисты.
Итак, в этой части я рассказал об основных моментах, которые необходимо знать, при подготовке к автопутешествию в Латвию. В продолжении статьи читайте про деньги, бензин, навигацию, связь, правила дорожного движения и штрафы в Латвийской Республике.