Большинство автомобилистов знают правила дорожного движения лишь поверхностно. Этим и пользуются не чистые на руку сотрудники ДПС, чем набрасывают тень на всю структуру ГИБДД в целом. С этим явлением необходимо бороться, а лучшее оружие в этом деле — знания. Расскажу об одной популярной разводке от оборотней в погонах и как на неё не попасться.
Итак, все знают, что пешеходы пользуются преимуществом при пересечении проезжей части по пешеходном переходу. Этому нас учат с детства. Об этом прямо и чётко говорят ПДД. И штраф за игнорирование этого правила предусмотрен не самый маленький — полторы тысячи рублей.
И очень часто «нарушителям» этого правила устраивают засады лукавые гайцы. Совсем недавно в одну из таких засад чуть не попался и я.
Ситуация была следующая: я поворачивал с главной дороги в переулок, в начале которого был расположен пешеходный переход. В тот момент, когда я уже приблизился к переходу, на проезжую часть ступил пешеход. Но я никак не мешал его движению и раньше него пересёк «зебру». Однако, метров за 70 после этого перехода стоял экипаж сотрудников автоинспекции, один из которых и остановил меня.
Так как дело было уже поздним вечером, то я подумал, что это очередная проверка документов (такая процедура в Москве в позднее время уже превратилась в обычное явление).
Я по привычке достал документы и передал их сотруднику ДПС через открытое окно. Каково же было моё удивление, когда вместо обычного «Счастливого пути» я услышал следующее:
— Нарушаем! Что же вы пешехода не пропустили?
И тут я немного замялся. А в голове мысли: «Какого пешехода? Как вы, уважаемый инспектор, в темноте, да ещё и в снегопад, с такого расстояния смогли разглядеть, что происходило на переходе? Или вы честной народ на бабки разводите? Да вы тут в засаде сидите, сволочи!»
Заминка прошла, всё встало на свои места и я задаю инспектору вопрос:
— Скажите, а что значит «не пропустил»? Разве пешеход замедлил скорость своего движения? Или он изменил свою траекторию?
На что мне доблестный вымогатель взяток ответил вопросом на вопрос:
— А что, такое в правилах написано?
— Написано! — уверенно ответил я.
— Водитель обязан уступить дорогу пешеходам, вступившим на проезжую… — начал было гаец цитировать ПДД.
— Составляйте протокол! — резко перебил его я и нажал на кнопку стеклоподъёмника.
— Обязательно составим — услышал я голос гаишника сквозь звук поднимающегося окна, уже не такой уверенный, как в начале.
И вот сижу я в машине, возмущённый тем, что в наше время, после проведённой реформы, после того, как был взят курс на борьбу со взяточниками, не где-то в провинции, а в самом сердце нашей Родины, всё ещё есть такие гнилые люди среди тех, чья профессия призвана помогать, а не вымогать. Да и сам инспектор такой молодой… Значит, не старой закалки грабителей на дорогах…
И пока поток мыслей возмущения проносился в моей голове, я внимательно следил за вымогателем, оставшимся без наживы. Инспектор ходил вокруг моей машины и звонил кому-то. Спустя полминуты он вернулся и протянул мне документы со словами «Счастливого пути!»
Развести меня на «тыщу–полторы» не получилось. А возиться с протоколом гайцам не захотелось — не для того они засаду устраивали.
Когда я уезжал, то в зеркало увидел, что доблестный экипаж вымогателей остановил ещё две машины. Уверен, что их водителям предъявляли то же, что и мне. Надеюсь, что и с них гайцы не срубили капусту.
Так что же произошло? Почему меня отпустили? Почему не стали составлять протокол? Ведь я нарушил ПДД, как уверял меня инспектор. Да всё дело в том, что, на самом деле, я ничего не нарушал. И инспектор об этом знал, когда пытался ввести меня в заблуждение, пользуясь своим служебным положением.
Да, согласно пункту 14.1 ПДД, водитель обязан уступить дорогу пешеходу, вступившему на проезжую часть. Но в том же своде правил дорожного движения в пункте 1.2 приводится определение термина «Уступить дорогу».
Таким образом, водитель вовсе не обязан останавливаться, завидя пешехода, намеревающегося перейти дорогу или вступившего на проезжую часть. И если пешеход не изменил направление или скорость своего движения из-за действий водителя, то ни о каком нарушении нельзя вести речь. Многие водители этого не знают, поэтому и отдают свои кровные «оборотням в погонах».
Это была минута ликбеза. Знайте свои обязанности и права. И не плодите коррупцию в правоохранительных органах. Всем удачи на дорогах и ни гвоздя, ни жезла!