Умеет ли плавать армейский «Водник»?

Про машины

Приветствую автолюбителей!

Продолжаю обзор экспонатов, хранящихся в музее военной автомобильной техники в Рязани. На этот раз я расскажу о достаточно редком и необычном военном автомобиле, обладающим небывалой проходимостью, но не нашедшем признания в армии.

Бронированный автомобиль ГАЗ-3937 "Водник" — разработка Горьковского автозавода
Бронированный автомобиль ГАЗ-3937 «Водник» — разработка Горьковского автозавода

Впервые с этой машиной я познакомился в начале нулевых, когда учился в военном автомобильном институте. Тогда эта техника считалась передовой из-за особенностей своей конструкции.

К нам «Водники» пришли на войсковые испытания. Причём в разных модификациях. Назначение машин зависело от модулей, которые были установлены на шасси

Модульная конструкция

В первую очередь этот бронеавтомобиль интересен своей модульной конструкцией. У машины два модуля: передний модуль управления и задний сменный модуль. В данном случае на машину установлен боевой модуль с башней от БТР-80.

ГАЗ-3937 "Водник" с боевым модулем
ГАЗ-3937 «Водник» с боевым модулем

Всего для «Водника» было разработано более 20 различных модулей: от медицинских и жилых до оснащённых различными системами вооружения и даже для подвоза горючего.

Модули оснащаются быстроразъёмными соединениями, что позволяет быстро менять назначение автомобиля даже в полевых условиях: был санитарный, стал топливозаправщиком.

Проходимость

Благодаря особенностям конструкции, «Водник» может преодолевать такие препятствия, перед которыми пасуют самые подготовленные внедорожники.

Рабочее место механика-водителя
Рабочее место механика-водителя

В арсенале «Водника» имеются элементы трансмиссии и широченные колёса от БТР, оснащенные системой регулирования давления в шинах, дорожный просвет почти полметра и плоское днище. Всё это позволяет «Воднику» передвигаться по любой грязюке.

При этом, не стоит забывать о том, что это бронеавтомобиль. Из-за наличия брони «Водник» далеко не пушинка, его масса 7,5 тонн.

Силовой агрегат

На «Водники» устанавливались различные двигатели. В зависимости от предназначения, машины оснащались либо отечественными, либо японскими движками.

Так на армейские броневики ставили дизельные моторы ГАЗ-5621. Но на ранних этапах выпуска «Водников» они оснащались и двигателями воздушного охлаждения ГАЗ-542. Но в любом случае моторы сопрягались с механической коробкой передач.

Помимо отечественных двигателей, на гражданские версии «Водника» часто внедряли японские моторы HINO J07C. В этом случае часто совмещали двигатель с пятиступенчатым автоматом.

Все эти двигатели не обладают высокой мощностью — до 160 л.с. Тем не менее, «Водник» получился довольно шустрым. По бездорожью он может ехать со скоростью 60 км/ч, а по трассе броневик легко разгоняется до 120 км/ч.

Недостатки

Несмотря на то, что «Водник» обладает достаточно хорошими ходовыми характеристиками и необычайно ремонтопригоден из-за высокой степени унификации с другими моделями ГАЗа, его не особо оценили в войсках.

1. Слабая броня

Самой главной причиной, по которой броневик невзлюбили, стала его броня. Мало того, что она недостаточно прочная, так ещё и углы её наклона сводят шанс рикошета вражеских пуль к минимуму.

Защита экипажа от мин по той же причине у «Водника» не на высоте. Плоское днище помогает на бездорожье, но не способно отвести осколки в сторону от бойцов, сидящих в десантном отсеке.

Единственное, что способно защитить экипаж от обстрела — это стеклопакеты, оказавшиеся прочнее стальной брони «Водника». Но их площадь не достаточно обширна для этого.

Толщина брони "Водника"
Толщина брони «Водника»

2. Компоновка отсеков

Следующим недостатком, из-за которого «Водник» впал в немилость военных — необычное размещение экипажа внутри модульных отсеков.

Место командира экипажа
Место командира экипажа

Механик-водитель и командир располагаются в переднем отсеке, а наводчик-оператор — в заднем. И если что-нибудь случится с наводчиком, то командир не сможет занять его место не выходя из машины. А на ходу, да ещё и под обстрелом это сделать проблематично.

3. Жуткий шум

Так как двигатель установлен в переднем модуле, то его шум его работы достаточно хорошо слышно находящимся тут же бойцам. И с этим можно было бы мириться, если бы не одно «НО». Дело в том, что по задумке конструкторов машина не оборудована глушителем.

У водителя больше пространства, чем у переднего пассажира, за спиной которого разместился шумный двигатель
У водителя больше пространства, чем у переднего пассажира, за спиной которого разместился шумный двигатель

Отработавшие газы выбрасываются прямиком под плоское днище «Водника», которое усиливает шумовой эффект и доставляет дискомфорт уже всему экипажу. С этим мириться уже тяжеловато.

Однако, когда «Водник» выбирается на бездорожье и в игру вступает передний мост, то для экипажа начинается период настоящего акустического испытания — трансмиссия издаёт нестерпимый вой.

Но хуже всего то, что весь этот шум мешает командиру отдавать команды.

Даже аппаратура внутренней связи, не смотря на то, что она способна обеспечивать связь при уровне шума до 133 дБ, не спасает ситуацию.

Десантное отделение и место наводчика-оператора
Десантное отделение и место наводчика-оператора

В общем, испытав на себе все прелести «Водника» военные поняли, что все вышеперечисленные качества не способствуют живучести экипажа боевой машины. В итоге, на сцене появился более современный, более передовой и более отвечающий требованиям военных ГАЗ-2330 «Тигр».

Тем не менее, «Водники» всё ещё стоят на вооружении российской армии — около 250 машин разбросано по гарнизонам. А ещё 50 единиц этой необычной техники несёт службу в вооруженных силах Уругвая.

Главный вопрос: а плавает ли «Водник»?

Изначально по заказу Министерства обороны разрабатывали плавающий броневик. Однако несмотря на то, что «Водник» обладает водоизмещающим кузовом, есть некоторые сомнения в его способности преодолевать водные преграды.

Во-первых, у него нет водомётного движителя, как у того же БТР. Конечно, теоретически «Водник» может грести колёсами, но этот способ хорош только в том случае, если плыть нужно исключительно по течению.

Во-вторых, кузов «Водника» не обладает 100-процентной герметичностью, а насоса водоотведения у него нет. А как известно, на корабле, который дал течь, долго плыть не получится.

Таким образом, если «Водник» и поплывёт, то не быстро и не долго.

А вот с водными препятствиями глубиной до 1,2 м броневик прекрасно справляется. Машина спокойно преодолевает брод не сильно теряя в скорости, сохраняя экипаж в сухости и относительном комфорте.

В заключение скажу, что на гражданке «Водника» приняли хорошо. В первую очередь за его проходимость. Ну, а прочность брони обычным водителям не особо важна. Что же касается шума, то японские двигатели работают несколько тише отечественных.

К тому же, за дополнительную плату завод готов превратить «Водника» в действительно плавающий автомобиль. Для этого на машину устанавливаются водооткачивающий насос и водомёт. Но в этом случае про возможность замены заднего модуля придётся забыть.

Советую почитать:

УАЗ «Гусар» с японским двигателем и английской коробкой передач

Трагичная история одного УАЗа

Что осталось от музея военной автомобильной техники в Рязани

В поисках музея военной автомобильной техники

Оцените статью
Добавить комментарий