Он должен был стать заменой «Шишиги»

Про машины

Большинство автолюбителей без труда опознает на дороге ГАЗ-66 — легендарную «Шишигу». Но мало кто знает, что ещё в конце 80-х прошлого века на смену этому грузовику-долгожителю готовили новую перспективную машину. И речь сейчас не о ГАЗ-3308 «Садко».

Спустя 20 лет после выпуска первого ГАЗ-66 к руководству Горьковского автомобильного завода пришло понимание, что «шестьдесят шестой» по многим параметрам перестал отвечать требованиям заказчиков. И в первую очередь — военных.

Решено было создавать новую машину, которая стала бы заменой морально устаревшей «Шишиге». В 1980 г. началась работа над новой машиной и спустя всего год на свет появились два опытных грузовика, в облике которых был явный намёк на преемственность от «шестьдесят шестого». Грузовик получил обозначение ГАЗ-3301.

ГАЗ-3301 в музее военной автомобильной техники в Рязани
ГАЗ-3301 в музее военной автомобильной техники в Рязани

Однако конструкция нового автомобиля отличалась от конструкции ГАЗ-66. Конструкторы потрудились на славу и ГАЗ-3301 стал отвечать требованиям того времени. Машина получила усиленную раму, улучшенную трансмиссию, подвеску с увеличенным ходом, новую кабину и грузовую платформу.

Рабочее место водителя стало более эргономичным. Теперь в кабине больше пространства. Рычаг коробки передач расположен под рукой, а не за спиной у водителя, как это было у «шестьдесят шестого». А управление раздаткой и передним мостом теперь осуществляется с помощью тумблеров.

Рычаг коробки передач и тумблеры включения переднего моста и "раздатки" ГАЗ-3301
Рычаг коробки передач и тумблеры включения переднего моста и «раздатки» ГАЗ-3301

В духе тенденций того времени, машину решено было оснастить дизельным мотором. Под кабиной ГАЗ-3301 установлен 125-сильный двигатель ГАЗ-542 воздушного охлаждения, разработанный компанией Steyr.

Дизельный двигатель воздушного охлаждения ГАЗ-542
Дизельный двигатель воздушного охлаждения ГАЗ-542

Все эти конструкторские решения позволили повысить характеристики нового автомобиля. В ходе многочисленных испытаний и пробегов выяснилось, что по сравнению с ГАЗ-66 новая машина стала более грузоподъёмной и экономичной.

Управляемость и проходимость ГАЗ-3301 тоже заметно лучше, чем у «Шишиги». И отдельная благодарность конструкторам за заботу о водителях.1 из 3

По сравнения с «Шишигой», в кабине ГАЗ-3301 царит просто необычайный комфорт
Панель приборов более современная и удобная, чем у «шестьдесят шестого»
Пассажиру ГАЗ-3301 тоже добавили комфорта

Но, при всех своих достоинствах, грузовик ГАЗ-3301 так и не пошёл в серию. Свою лепту внесли военные — основные заказчики нового автомобиля. По опыту ведения боевых действий в Афганистане стало понятно, что армии нужны грузовики с капотной компоновкой. Именно такие автомобили обеспечивают живучесть экипажа при наезде на мины.

И, несмотря на то, что межведомственная комиссия дала «добро» на серийный выпуск ГАЗ-3301, машину решили не выпускать. А требования военных смог удовлетворить капотный «САДКО».

Сейчас один из уцелевших ГАЗ-3301 можно посмотреть в музее военной автомобильной техники в Рязани.

Он должен был стать заменой "Шишиги"

Советую почитать:

Умеет ли плавать армейский «Водник»?

УАЗ «Гусар» с японским двигателем и английской коробкой передач

Что осталось от музея военной автомобильной техники в Рязани

Трагичная история одного УАЗа

Оцените статью
Добавить комментарий