Как объединились производетели автомобилей и ракет и что из этого вышло

Про машины

Сегодня никого не удивить электромобилями на дорогах общего пользования. Но слышали ли вы об автомобилях, работающих на водородных топливных элементах?

АНТЭЛ-1 построен на базе автомобиля ВАЗ-2131 "Нива"
АНТЭЛ-1 построен на базе автомобиля ВАЗ-2131 «Нива»

Между тем, крупные автоконцерны уже постепенно выводят на рынок такие автомобили. Но подобные разработки были и у лидера отечественного автопрома.

Встречайте, АНТЭЛ-1 — первый российский автомобиль на топливных элементах. Это совместная разработка АВТОВАЗа и РКК «Энергия» — той самой, что занимается проектированием и строительством космических кораблей.

Фактически АНТЭЛ приводится в движение электродвигателем, но вот электроэнергия для него вырабатывается топливным элементом, подобно тем, что устанавливались на ракетоплане «Буран».

Правда на орбитальном корабле они питали бортовую сеть и вырабатывали лишь 36 В, чего было явно не достаточно для приведения автомобиля в движение. И, чтобы АНТЭЛ смог поехать, топливные элементы были доработаны, а их напряжение выросло до 120 В.

Но не думайте, что электродвигателя и топливных элементов достаточно для того, чтобы автомобиль поехал. В топливные элементы нужно ещё подавать вещества для электрохимической реакции. В случае с АНТЭЛом это водород и кислород.

В багажнике АНТЭЛа расположились баллоны высокого давления для водорода и кислорода. Там же разместилась и энергетическая установка. Таким образом, в багажнике места не осталось. Совсем.

Под капотом же был установлен электродвигатель и пусковая батарея, с помощью которой разогревались топливные элементы до рабочей температуры — электрохимическая реакция начиналась при температуре 45–60 градусов.

Да, нельзя было сесть и сразу поехать на АНТЭЛе. Требовалось время для выхода топливных элементов на рабочую температуру.

Зато экологически чистый автомобиль мог развивать скорость до 80 км/ч, а его запас хода составлял 200 км. Но не судите строго, ведь это экспериментальная разработка и, при этом — начало пути АВТОВАЗа в проектировании подобных автомобилей.

Потом были АНТЭЛ-2 и АНТЭЛ-3, но это уже другая история. Которую я расскажу в следующий раз.

Оцените статью
Добавить комментарий