Многие привыкли ругать «проклятый совок» и всё, что с ним было связано. Очень часто такой привычкой обладают люди, которые родились в последние годы существования Советского Союза. Но так ли всё было плохо в СССР?
Давайте разберёмся на примере тех, кто отвечал за наше воспитание и образование тогда и тех, кто оказывает образовательные услуги нашим детям сегодня — на примере школьных учителей.
Итак, как же жили обычные учителя в СССР?
Кто-то скажет: «Да не особо богато. Учительский труд даже тогда не оценивался по достоинству, учитывая сложность работы с подрастающим поколением». Может так оно и есть, но, при всём при этом, на жизнь учителям хватало и ещё что-то оставалось. И это даже при минимальной нагрузке в 18–20 часов в неделю.
Ну, а если учитель брал на себя дополнительные обязанности, как то: классное руководство, факультативные занятия, кружки, секции и прочее, то его зарплата уже переваливала за среднемесячную по стране и могла выйти на уровень какого-нибудь опытного инженера, работающего по 40 часов в неделю.
И это только зарплата, только то, что учитель получал на руки в виде денежных знаков. А ведь были ещё и другие «плюшки».
Например, советский учитель мог не беспокоиться о том, как ему накопить на квартиру. Жильём были обеспечены все. Да, сначала комнатами в общежитии, но спустя время — благоустроенными квартирами.
Тех же, кому выпало преподавать в сельских школах, с первых дней заселяли в колхозный/совхозный дом и за счёт районной администрации обеспечивали дровами или углём на весь отопительный сезон. От коммунальных платежей сельские учителя освобождались.
Не надо было копить и на образование своих собственных детей в техникумах или ВУЗах. В Советском Союзе любой мог получить образование за счёт государства, а на время обучения студентам предоставляли общежития и выплачивали стипендию.
Каждый год учитель мог по линии профсоюза купить со скидкой путёвку на пару–тройку недель в дом отдыха или санаторий на море. Ну, или не на море, а в горах — не важно. Важно то, что учитель мог позволить себе путешествовать. Как по огромному Союзу, так и за его пределами. Да, за границу можно было выехать при определённых условиях, но всё же это было доступно.
Ради расширения собственного кругозора или повышения уровня знаний, учитель мог выписывать печатную периодику в любом количестве за счёт РайОНО или ГорОНО.
А теперь о нематериальном
Советский учитель был авторитетом не только для своих учеников, но и для их родителей. Учитель был уважаемым человеком, действия которого никому в голову не приходило назвать нарушением прав. Например, запрет на пользование личной собственностью в виде игральных карт.
В советских школа очень редко можно было встретить учителей послепенсионного возраста. Как правило, отработав 25–30 лет учителя уходили на заслуженный отдых. И не редко с орденом Ленина на груди.
И не стоит забывать о том, что в советское время даже инспектор отдела народного образования должен был часть своего рабочего времени преподавать в школе. Соответственно, о том, как обстоят дела в школах в РайОНО знали, так сказать, изнутри.
Этот факт сводил количество отчётной документации к минимуму. Из отчётных документов у советского учителя был только журнал учёта успеваемости. Работа педагога заключалась в обучении и воспитании детей, а не в заполнении бессмысленных бумажек.
А как живут учителя теперь?
Кто-то скажет: «Нормально живут! Вон, у них и зарплаты под 100 000 рублей! Жаловаться не приходится!» Всё так, да не так. Относительно высокие средние зарплаты у педагогов только в Москве. В регионах же картина не такая радужная, особенно в сельской местности. Стоит посмотреть на открытые вакансии и всё станет ясно.
Справедливости ради, стоит отметить, что сельским учителям ещё сохранили какие-то «плюшки» времён СССР в виде бесплатных дров и скидки на электроэнергию. Но вот рассчитывать на квартиру от государства работники образования уже не могут. Придётся брать ипотеку.
Ну, а с нынешними тарифами на коммуналку, которые съедают значительную часть зарплаты российского учителя, на широкую ногу не заживёшь. Хорошо, что журналы уже можно не заказывать. Подтянуть свои знания сейчас можно с помощью Интернета.
И сильно повезёт, если ребёнок простого учителя попадёт на бюджетное отделение в ВУЗе в условиях оптимизации государственных расходов на высшее образование. Скорее всего, стоит готовиться выкладывать свои кровные за каждый семестр обучения собственного чада в институте.
В общем, про путёвку в кардиологический санаторий придётся забыть.
Что же касается учительского авторитета, то о нём можно говорить с большой натяжкой. С каждым витком образовательной реформы вес педагога в глазах учеников и их родителей тает на глазах.
И это не мудрено, ведь сегодня учитель больше занят заполнением различных отчётов и составлением обучающих программ, а не воспитанием детей.
В общем, работы с бумажками у преподавателей несомненно прибавилось, что вызывает недовольство у многих работников системы образования.
Да и различные правозащитники внесли свою лепту. Теперь просьба учителя убрать смартфон расценивается учеником и его родителями как нарушение прав. Повысить голос на нерадивого отрока или выгнать его из класса? Нет, это не про российского учителя. Система превратила его в тварь дрожащую.
А тут ещё и пенсионный возраст повысили… Оптимизация идёт полным ходом.
Ну, и как по-вашему, достойной ли была жизнь советского учителя по сравнению с российским?
Всё правда в статье. Я застал ещё те времена. Проработал учителем 40 лет. Часть из них в Советском Союзе. И вот, когда он развалился, тогда мы и почувствовали все прелести жизни при капитализме. И с каждым годом всё прелестнее и прелестнее.
Действительно, человек труда в СССР жил, а не выживал. Сегодня, в эпоху дикого капитализма, обычные люди, которые не стоят у властной кормушки, просто существуют, едва сводя концы с концами. Ни накоплений, ни будущего у них нет. Спасибо за это демократам-рыночникам.